Загрузка...

Арбат: Старинная московская улица.

Арбат считается самой московской улицей. Откуда это повелось, можно только гадать. Скорее всего, с тех пор, как параллельно ему "вырубались" целые кварталы старых застроек и прокладывался новый проспект - Калининский. Новый cтиль, ориентированный больше на тогдашний Запад, чем на отечественные традиции, контрастировал с оставшимися переулками. Правда, специалисты утверждают, что Арбат никогда не был ни единым архитектурным, ни целостным функциональным ансамблем. На этой небольшой городской территории смешались модерн, ампир, стиль рюс.

Но, тем не менее, старый Арбат вобрал в себя символы, которые и возвели его в совершенно особый ранг. Именно здесь формировалось не одно поколение столичной интеллигенции, он был и остается центром притяжения московской цивилизации. Потому его судьба волнует и столичных градостроителей, и простых горожан.


По волне нашей памяти.

В конце прошлого века он отметил свое пятисотлетие. Наименование "Арбат" впервые встречается в летописи в 1493 году: тогда весь город охватил страшный пожар, начавшийся от свечки в арбатской церкви Николы в Песках. Отсюда родилась известная московская поговорка: "От копеечной свечи Москва сгорела".

Откуда же произошло название улицы, так и не известно. Возможно, от славянского корня "горбат", что на языке того времени означало неровную местность. Другие версии связывают его с арабским словом "арбад", означающим "пригород", ведь собственно городом в XV веке был только Кремль. В старину окрест стояли торговые караваны восточных купцов, памятью о которых, возможно, и осталось в старомосковском языке название улицы. Арба - телега - тоже иноземный атрибут.

Сначала на Арбате располагались многочисленные слободы, что отразилось и в топонимике района, где есть Староконюшенный, Трубниковский, Плотников, Серебряный, Денежный, Хлебный, Скатертный переулки, Поварская улица. Однако со второй половины XVIII века он становится, как и Пречистенка, самой аристократической частью города - "московским Сен-Жерменом". Арбат и Пречистенка, к слову, похожи и судьбами, и характером. Вокруг них никогда не строились фабрики, бараки для рабочих, не было кабаков и ярмарок. Недаром же тогда говорили: "За деньгами - в Замоскворечье, за чинами - в Петербург, за знаниями и воспоминаниями - на Арбат".

Свою актуальность это выражение не теряло никогда. В этом районе Москвы - что ни дом, то история. Например, открывает Арбат ресторан "Прага". Своим рождением он обязан меткому глазу и твердой руке купца Тарарыкина. Еще в 70-х годах XIX столетия на первом этаже этого здания открылся недорогой трактир "Прага". Его посетителями были в основном извозчики с Арбатской площади, которые немудрено называли его "Брагой". В 1896 г. купец Тарарыкин выиграл этот дом на бильярде левой рукой. Предприимчивый игрок вскоре решил сделать первоклассный московский ресторан, используя все выгоды его расположения. Предприятие сулило большой доход, и купец денег не пожалел: здание перестраивали лучшие московские архитекторы стиля модерн Л. Кекушев и А. Эрихсон.

Ресторан был щедро украшен лепниной, позолотой, бронзой, зеркалами. Его помещение состояло теперь из небольших залов и уютных садиков со столиками, где можно было спокойно отдохнуть. На крыше устроили летний сад - в теплое время года гости обедали на свежем воздухе и любовались видами Белокаменной.

Привлекала "Прага" и своей изысканной кухней, где соединялись традиции лучших кулинаров Москвы - француза Оливье из "Эрмитажа" и знаменитого Тестова с Охотного ряда. На каждой тарелке или чашке золотом была выведена доброжелательная надпись: "Привет от Тарарыкина". Не забыл хозяин и о том, как ему удалось приобрести "Прагу" - в нем находились лучшие в городе бильярды.

Система обслуживания была безупречной, поэтому очень скоро "Прага" заслужила репутацию одного из "тусовочных", как бы определили сейчас, столичных мест. После революции ресторан у Тарарыкина отобрали, и в нем открылась "общедоступная столовая Моссельпрома". В 30-е годы она была преобразована в спецстоловую, где обедали охранники Сталина: по Арбату ("Военно-Грузинской дороге", как москвичи называли улицу в ту пору) он проезжал кратчайшим путем на дачу в Кунцево.

В 1954 году после капитального ремонта здесь вновь был открыт ресторан "Прага", а на первом этаже - фирменная "Кулинария", где можно было приобрести ресторанные закуски и блюда национальной чешской кухни. Основательной реставрации здание подверглось десять лет назад: восстановив былое внешнее величие, ресторан вернул и подобающий ему престиж.

Немало интересного можно рассказать и о других исторических зданиях, расположившихся по обе стороны этой удивительной улицы. Ведь здесь родился Суворов, женился Пушкин, творили композиторы Скрябин и Танеев, родился и вырос знаменитый бард Булат Окуджава, которого по праву называют певцом Арбата В тихом Староконюшенном переулочке притаилась деревянная избушка в резных узорах. Этот дом, построенный в 1870 г. архитектором О. Гунстом для известного предпринимателя А. Пороховщикова, получил премию на Всемирной выставке в Париже как олицетворение русского стиля. А на углу Кривоарбатского переулка - Стена Виктора Цоя, появившаяся на Арбате после гибели известного рок-певца в августе 1990 г. С тех пор здесь оставляют надписи в память о нем многочисленные поклонники. Вот такие страницы истории отпечатались во внешнем облике района.


Выстрелы в Далласе изменили проект.

В одном из самых заповедных московских местечек, а именно в конце Большого Николопесковского переулка - там, где сейчас возвышаются коробки Новоарбатской магистрали, до 60-х годов прошлого столетия находилась улица Собачья площадка. В XVI-XVII веках здесь располагался двор, в котором держали своры собак для любимого царского занятия - охоты. Отсюда и произошло столь необычное название. Собачью площадку украшал небольшой фонтан в виде мраморной стелы с собачьими головками. Его соорудила на свои средства в 1910 г. внучка русского философа А.С. Хомякова, который когда-то здесь жил. В феврале 1895 г. в его доме сестры Гнесины основали первую в России общедоступную музыкальную школу (сейчас - Музыкальное училище им. Гнесиных). После того как училище переехало на Поварскую улицу, в доме Хомякова разместился Музей дворянского быта. Он был настолько хорош, что под предлогом его сохранения в 60-х безуспешно пытались спасти от сноса и саму Собачью площадку.

Но в 1962 году началась прокладка широкой магистрали - проспекта Калинина. Через год от Собачьей площадки не осталось и следа: правительство торопило строителей закончить работу к очередной годовщине революции, и 7 ноября по новой трассе прошли первые колонны демонстрантов.

К изменившемуся облику сложившейся территории отношение было неоднозначным. Старая интеллигенция встретила преобразования в штыки. Писатель Юрий Нагибин дал проспекту образное определение - "вставная челюсть Москвы". А вот по воспоминаниям нынешнего главного архитектора столицы Александра Кузьмина, его сокурсники, приезжавшие из провинциальных городов, непременно торопились пройтись по советскому "Бродвею". Калининский, что вполне естественно, стал местом для встреч и развлечений молодежи.

По словам Михаила Посохина-младшего, в проект, который предлагался первоначально его отцом, постоянно вмешивалась политика. Первые лица государства и партийные боссы непременно пытались внести свой вклад в градостроительную среду. Невольным "участником" проекта стал и американский президент Джон Кеннеди. Точнее, трагические события, связанные c его гибелью. Выстрелы в Далласе побудили наших вождей скорректировать правительственную трассу - никаких тоннелей (предполагалось Садовое кольцо оставить наверху), арбатские переулки не должны "ручейками" органично вливаться в мощное русло проспекта (по ним легко уйти предполагаемым террористам в случае подобного громкого покушения). Наконец, решительно "вскрыв" старую городскую застройку, Михаил Васильевич Посохин так и не довел до конца реализацию своих замыслов - многие объекты так и остались на бумаге.

Вскоре "переделке" подвергся и старый Арбат. Видимо, власти пытались найти определенный компромисс с противниками коренных преобразований в заповедных кварталах столицы, а потому в 1974 году уже говорилось не просто о ремонте зданий и фасадов, но о восстановлении структуры и "смысла" улицы. Например, в начале прошлого века, кроме больших и маленьких магазинов и лавок, были мастерские и библиотеки, художественные ателье и учебные классы, клубы и гостиные дворы. К тому же срединная часть улицы почти полностью была отдана букинистическим и антикварным лавкам, магазинам нот и канцелярских товаров, гравюр и литографий. На Арбате размещались полтора десятка редакций, типографий и издательств. Неудивительно, что здесь бывали многие писатели и поэты - Пушкин, Блок, Маяковский, Есенин, Белый...

Арбат стал первой пешеходной зоны Москвы. Когда приступили к реконструкции улицы, ее "дневное население" достигало 90 тыс. Потому увеличивая привлекательность для пешеходов, нужно было одновременно разгрузиться от бесчисленных учреждений и контор и полностью изменить профиль Арбата, преобразовав его "тротуар" для отдыха.

И вот когда в 1985 году он преобразился, случилось драматическое для проекта недоразумение. Закрытие улицы для транспорта и косметический ремонт фасадов были приняты за полную реализацию программы. И хотя тогдашние городские власти вроде бы одобрили всю программу работ, дело застопорилось. Причина в том, что без договоренностей заказчиков и арендаторов помещений, без их коммерческого объединения стало невозможно аккумулировать усилия и средства. А вторым препятствием стало страстное неприятие обновления Арбата частью научной и творческой интеллигенции. Их желание создать здесь "московский Монмартр" не дало профессионально подойти к решению чисто утилитарных задач. Вот и не были организованы подъездные пути и места для парковки автомобилей. Улица оказалась плохо озеленена и освещена - хилые фонари-торшеры, увы, со своей основной задачей не справились. Торговля сувенирами шла прямо на тротуарах. И главное, там нет удобных уголков для отдыха, уютных площадок, скверов, закутков вдоль улицы, где можно спокойно посидеть. Признаться, по Арбату можно "пробежаться", благо он не тупиковый, а простирается между станциями метро, соединяет оживленные автотрассы - Бульварное и Садовое кольцо, Новоарбатский проспект.

Но доля правды в том, что этому району свойственен некий надрыв, все же есть: "Дети Арбата", Окуджава с его "религией", Стена Цоя и прочее. Вот и получается: формальный статус улицы - "уикэндность", а веселиться на ней не получается - очень уж холодна атмосфера. Но народ валит, поскольку, по крайней мере, улица и соседние переулки насыщены памятниками архитектуры, музеями, магазинами.


Престиж дорогой ценой.

Этот район один из наиболее привлекательных для проживания. В советское время здесь строились лучшие дома для правительственной элиты. Да и сейчас, по оценкам специалистов рынка недвижимости, он входит в тройку лидеров по популярности, наравне с Остоженкой и Патриаршими прудами. Помимо весьма удачного расположения в самом центре города, в непосредственной близости от крупных магистралей, жилье здесь располагается преимущественно в тихих, уютных переулках. Также привлекает сравнительно невысокая плотность застройки.

Нельзя не отметить и развитую инфраструктуру района: многочисленные бутики, бары, рестораны, клубы, супермаркеты, престижные учебные заведения, офисно-деловые центры. Среди факторов, определяющих его престижность, дома высокого качества, равноценное окружение, историческая и архитектурная ценность объектов, благоприятный социальный состав жителей. По всем этим показателям Арбат занимает весьма высокие позиции.

Новых объектов строится сравнительно немного, так как свободных участков остается все меньше. Кроме того, здесь расположено много исторических особняков, являющихся памятниками архитектуры и не подлежащих сносу. Тем не менее, у покупателей элитной недвижимости именно старинные реконструированные особняки пользуются повышенным спросом. Приобретают подобные апартаменты, как правило, коренные москвичи и иностранцы, которые ценят уникальный исторический центр города, для которых важно жить в домах, пропитанных духом времени. При сохранении неповторимого внешнего облика этих зданий в них меняются все старые перекрытия, коммуникации, обустраивается подъезд, придомовая территория. И, безусловно, их можно вполне отнести к элитному жилью. Для квартир, расположенных в реконструированных особняках, характерны просторные комнаты, кухни и санузлы, высокие потолки, достигающие 10 м. Многие особняки являются настоящими произведениями искусства: реставраторы стараются сохранить все элементы декора, подчеркивающие индивидуальность каждого сооружения. Однако, справедливости ради, надо сказать: у таких особняков есть и существенный недостаток - отсутствие подземного паркинга.

Среди новых элитных объектов стоит отметить клубный дом на 27 квартир, что на Большой Никитской улице, выполненный в неоклассическом аристократическом стиле. Настоящим произведением искусства может по праву считаться дом в Филипповском переулке (Amorini Dorati), в архитектуре которого использован необычный "помпейский" стиль. В ряду интересных элитных новостроек - особняк на шесть квартир в Староконюшенном переулке, "Дом у Никитских ворот" (Скатертный переулок), дома в Большом Левшинском и Большом Афанасьевском переулках.


Сын ответит за отца.

Все это так называемые "точечные" объекты. И когда они возводятся, то доставляют временные неудобства лишь жителям соседних домов. "Стройки века" как-то благополучно обходят район вот уже несколько десятилетий. Но, видимо, скоро этому спокойствию придет конец - грядут очередные перестройки. И немалые. В прошлом году московское правительство утвердило специальную программу развития Арбата до 2020 г.

И вновь в гуще событий окажется Новый Арбат (бывший Калининский проспект), проектировщикам и строителям которого парижский центр архитектурных исследований присудил в 1966 году почетный Гран-при. К 2010 году он будет преобразован в пешеходную зону.

К слову, проект создания пешеходной зоны на месте проспекта был разработан более десяти лет назад. В октябре 1996 года концепцию одобрило руководство города на Общественном градостроительном совете при мэре. Вполне логично, что его автором выступил первый заместитель главного архитектора Москвы, руководитель "Моспроекта-2" Михаил Посохин. Предполагается строительство нескольких транспортных тоннелей под Новым Арбатом, а также возведение торгово-рекреационных площадей. Объем последних увеличится в два раза, то есть будет построено около 210 тыс. кв.м.

Подземные тоннели, которые будут залегать на глубине около 10-12 м, отдельно будут предназначены для транзитного и общественного транспорта, а также для машин, которые направляются в парковочные зоны (количество машиномест составит около двух тысяч). Согласно проекту, будет построено четыре полосы движения в одну сторону и четыре полосы - в другую.

На время строительства проблема пробок будет решаться поэтапно: сначала построят глубинные тоннели, затем гигантский торговый центр-молл, и, наконец, будут возводиться верхние ярусы торгово-развлекательной площади и будет производиться озеленение нынешней проезжей части. Михаил Посохин считает, что задача преобразований состоит в решении трех проблем: грамотной организации транспортного движения в центре столицы, создания гуманизированной среды и возведения новых объектов торгово-развлекательного характера. Вдоль всего Нового Арбата, существующих там магазинов будут построены крытые пешеходные улицы-пассажи. "Это первый в истории европейского градостроительства проект, качественно меняющий городскую среду, экологическую обстановку. По сути, в этом месте сформируется другое качество жизни", - отмечает архитектор.

По замыслу проектировщиков, Новоарбатский проспект и прилегающие к нему плошади, другие территории будут "начинены" различной инфраструктурой. И, таким образом, весь район станет настоящей зоной отдыха и культурного досуга, экологически чистой территорией. Несомненно, перемены поднимут и без этого высокий престиж Арбата. А любой объект недвижимости - жилой ли, коммерческой - станет поистине "золотым".

Александр Шевчук.



 

«
Если Вы заметили неточности в нашей информации или хотите помочь дополнить данный раздел.
Пожалуйста, сообщите / напишите нам: написать письмо
»




Вернуться назад Вверх вверх

Сообщить об ошибке

Страница:
 
Текст, содержащий ошибку:
Ваш вариант исправления:
Введите цифры с картинки: Обновить рисунок

Корректировка информации

Страница:
 
Введите цифры с картинки: Обновить рисунок
Если вы обнаружили ошибку или неточность в тексте сайта, пришлите ее нам. Для этого выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Ваше сообщение попадет к редактору нашего сайта. Спасибо за помощь!
© 2008-2017 Domastik.Ru. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте www.domastik.ru, защищены и охраняются законом. Полное или частичное копирование любых материалов с сайта www.domastik.ru, без разрешения администратора сайта запрещено. Использование материалов с сайта www.domastik.ru.